Радио Юность (Молодежный канал) - Джойстик в дебрях сети

Скажи мне, кто твой веб-мастер...

Эфир 25 октября и 1 ноября 1999
Сейчас уже просто неприлично фирме не иметь своего веб-сайта. И я, разумеется, могу это только приветствовать. В результате гораздо легче, например, найти деловых партнеров в самых удаленных краях. Однако, можно не только найти потенциального партнера, но и составить о нем некоторое представление, ведь веб-сайт это, своего рода, виртуальный буклет фирмы, и по его виду опытный взгляд легко различит, если не то, что она собой представляет, то уж точно то, как она хочет выглядеть.
Представим себе, что вы интересуетесь, например, сапожным кремом. Вы набираете в Яндексе слово "гуталин", и отбросив весь мусор находите несколько страничек гуталиновых компаний. Вглядимся в эти шедевры Веб-дизайна и подумаем, что можно о них сказать.
Первым делом посмотрите на адрес странички. Если он имеет вид www.ГУТАЛИН.ru, или www.ВАКСА.ru, то перед вами явно коммерческий сайт. За такое имея заплачены живые деньги, и если все остальное в Интернете по карману любому энтузиасту, то доменное имя второго уровня (а именно так называется такой адрес) стоит больше 100 долларов.
Затем стоит просвести тест Васи Пупкина. Если страница:
- грузится безобразно долго;
- изобилует движущимися картинками, вращающимися обеными фенечками, трехмерной графикой;
- если фон под ней яркий, пестрый и затрудняет чтение текста;
- наконец, если шрифты поражают своей вычурностью и разнообразием,
то мы, скорее всего и имеем дело с творчеством Васи Пупкина. Этим именем в русской Сети почему-то называют начинающих делателей веб-страниц, не имеющих ни опыта ни художественного вкуса, но зато переполненных энтузиазмом. Вася Пупкин помещает на страницу все картинки, которые ему понравились за последний месяц и все спецэффекты, которые он умеет делать, вне зависимости от того, нужны они на страничке или нет, а лишь для того, чтобы все видели, как дизайнер крут.
Если разных приколов на сайте не так уж много, то фирма отвалила Васе Пупкину за разработку баксов 50-100, или, скорее всего, страничку делал кто-то из увлеченных сотрудников фирмы.
Если же фенечки потрясают обилием и изощренностью, то возможно работал более опытный энтузиаст, какой-нибудь Василий Петрович Пупкин, который за свою трудовую карьеру научился воплощать огромное количество эффектов, но так и не научился применять их только там, где надо. Такой мастер мог запросить за работу приличную сумму, воспользовавшись тем, что в фирме-заказчике работают родственные ему души. Но никогда за такой работой не будет стоять солидная веб-студия с добрым именем в кругу коллег.
Если страничка выглядит достаточно спокойно и сдержано, то вглядитесь в нее и прислушайтесь к собственным ощущениям. Если смотреть на нее достаточно долго, то страничка откроет вам свои секреты в виде некоторого настроения.
Иногда при рассматривании сайта возникает тоскливое и безысходное чувство, как при прогулке по пыльному плацу или коридору казенного дома. Такие странички создают информационные отделы в пост-советских учреждениях. Тщательная цензура начальства выхолащивает из них не только опечатки и неуместные украшения, но и большую часть содержания, и вообще все, за что может зацепиться взгляд и на чем может отдохнуть душа. Крупные коммерческие фирмы тоже иногда способны породить бюрократические структуры в которых отдел информатики и отдел рекламы в борьбе между собой и под неусыпным оком руководства создают эдакий электронный вариант девушки с веслом.
Если страничка фирмы оформлена так, что оформление ее не заметно, то мы имеем дело с идеальным вариантом для небольшой фирмы. Создатели либо сознательно свели все дизайнерские ухищрения к минимуму, либо пригласили для разработки действительно хорошего мастера, который разместив на сайте все необходимое, тем не менее думал прежде всего об удобстве читателя, а не о том, чтобы продемонстрировать свои исключительные таланты.
Это средний уровень, который требует соответственно средних затрат. Но ведь есть и гиганты индустрии, которые могут расплачиваться с веб-студиями пятизначными гонорарами, и есть студии, способные эти деньги честно отработать. Заказчик обращается к такой студии, руководствуясь, прежде всего, ее репутацией. А как простому посетителю распознать работу мастеров экстра-класса?
Хороший дизайн отличается тем, что на него хочется смотреть снова и снова. Взгляд на нем отдыхает, а содержание воспринимается легко и без напряжения. Но есть у хорошего дизайна и некоторые формальные признаки.
Если сайт разработан профессиональной студией, он будет работать без ошибок. Шрифты не будут сыпаться, все ссылки будут вести туда, куда обещано. Вся внутренняя механика сайта будет действительно скрыта от глаз и не будет напоминать о себе сообщениями, типа: "При выполнении скрипта возникла ошибка. Продолжить ли выполнение скриптов?"
По собственному опыту могу сказать, сделать сайт, который бы работал безошибочно под любым броузером и любой операционной системой очень сложно, и под силу это только солидной команде.
Наконец, если перед вами оцень дорогой сайт, сделанный, что называется, по максимуму, то на нем будет какой-нибудь специфический фокус. Если фирма торгует гуталином, там может быть специальная программа для подбора гуталина к ботинкам или для расчет количества гуталина, нужного вам при вашем образе жизни. Если что-то такое есть и оно работает удобно и безошибочно - знайте, перед вам гигант бизнеса, который заплатил за разработку сайта не меньше 10 тысяч долларов.
Теперь вы знаете, какие выводы можно сделать просто взглянув на сайт фирмы в Интернете. Знаете и о том, какое впечатление партнеры могут составить, взглянув на ваш сайт. Не пора ли его переработать?

Владимир Ефимов Web master