Радио Юность (Молодежный канал) - Джойстик в дебрях сети

Халява

Эфир 11 октября 1999
Есть божества, которые сохраняют свою притягательную силу в любых обстоятельствах и у всех народов. Один из таких безотказных магнитов в России издавна почитается под именем "халява". Несмотря на то, что в последние годы многие граждане получили более или менее убедительные уроки касаемо бесплатного сыра, большинство в глубине души продолжает считать, что халява священна.
Говоря же об Интернете, надо непременно упомянуть халяву в качестве одного из столпов, поддерживающих виртуальное сообщество наряду с порнухой и сказочными возможностями общения.
Халява - один из принципов русского Интернета. Каждый пользователь убежден, что вполне достаточно тех 90 центов в час, которые он платит за доступ своему провайдеру, чтобы все остальное ему давали за просто так. И убеждение это нисколько не страдает от того, что большинство отечественных нетсерферов гуляют по Сети в рабочее время и за чужой счет.
Конечно дело еще и в том, что у нас не развиты Интернетовские платежные системы. Иной пользователь может и рад бы заплатить, но нет у него кредитки. Как сказал классик: "Не при валюте мы сегодня!".
В результате держатели сайтов, стремясь завлечь посетителей, на перебой предлагают им бесплатные почтовые ящики, место для страничек, новости и развлечения, и закрепляют таким образом в широких массах халявную психологию.
Но главная прелесть в том, что при посредстве Интернета можно получить на халяву не только абстрактные сущности, вроде адресов и баннерных показов, но и вполне материальные гостинцы. Многие организации в рекламных или пропагандистских целях бесплатно рассылают по почте всем желающим много забавного.
Заглянем на сайт, который так и называется "Халява". Здесь каждый день вывешивается список свежих халявных предложений. Например пятого октября предлагали подписку на 6 журналов с английскими названиями, футболку, коврик для мыши, причем не один раз, а каждый год, три видеокассеты (две с рекламными фильмами и одна религиозная) а так же куча постеров, каталогов и наклеек.
Для того, чтобы получить вожделенную халяву надо заполнить форму или, как это еще называют, зарегистрироваться, после чего щедрые дарители будут, вероятно, забрасывать вас рекламными письмами.
Но по сравнению с совершенно бесплатным ковриком для мыши это ведь такая мелочь!

Владимир Ефимов, "Молодежный Канал". Web master